Мембрана под микроскопом

  • Мембрана под микроскопом

Вступление

Не знаю как вы, а я, попадая в отдел одежды горнолыжного магазина и глядя на многочисленные бумажки, картонки и даже буклеты, висящие на любой недешевой куртке, начинаю испытывать смесь растерянности и паники. Как разобраться во всех этих  "insulate", GoreTex и Spylon? Что все это значит и оно мне надо ли? Что лучше:   Dermizax или Diaplex и почему? Собственно ответы можно попробовать получить у продавца, но по 2-м причинам я попробовал сам исследовать эту проблему. Во- первых, "Каждый кулик свое болото хвалит", и продавец будет расхваливать именно ту марку, которая красуется у него на витрине. А во-вторых, это просто интересно.:-)
  Честно говоря, начиная писать эту статью, я не предполагал, что ее написание займет у меня целый месяц. Однако вышла именно так по нескольким причинам. Дело в том, что:
  • единого ресурса по производителям материалов для одежды естественно нет;
  • единой терминологии тоже нет;
  • объективных (количественных) критериев для сравнения для некоторых материалов тоже нет, а производители оперируют исключительно качественными критериям. В превосходной степени, разумеется:-)
Источниками информации для меня служили сайты производителей материалов, данные каталогов крупнейших в России продавцов горнолыжной одежды. Итак, поехали!

Немного терминологии и технологии.

 
Современная горнолыжная одежда состоит из нескольких (как минимум 3-х) слоев различных материалов. Ниже я попробую классифицировать их и привести наиболее популярные торговые марки, которые в изобилии украшают любую курточку стоимостью больше 100 долларов.
Итак, в «пирог» одежды входят:
  • Наружный слой.
  • Мембрана
  • Климат-контроли и утеплители
  • Антисептики и антистатики
  • Внутренний слой (подкладка)
  • Пропитки и напыления
Наружный Выполняется из капрона, лайкры, полиамида, полиэфира и т.д. основные требования: Ткань должна быть стойкой к истиранию и сохранять эластичность ("не дубеть") на морозе.Кроме того немаловажно, чтобы ткань не была "скользкой" - это поможет удержаться на уклоне при падении. Стойкость к истиранию особенно важна для фрирайда, катания по лесу и т.п. Однако приводить торговые марки собственно тканей я не буду. Почему? Да потому что наружный слой видно (как и подкладку), его можно пощупать и погладить и самому определить, нравится тебе ткань или нет. А вот то, что написано ниже, уже на глазок оценить трудно. Помимо механической прочность, ткань должна быть максимально водонепроницаемой и при этом отводить пот с тела спортсмена наружу. Для оценки этих двух качеств ткани используются следующие количественные показатели:
  • - водонепроницаемость. Высота водяного столба, удерживаемого слоем ткани, мм. в.ст.
  • - паропроницаемость. Масса пара, пропускаемая одним квадратным метром ткани за сутки, гр/кв.м./сут.   
Для обеспечения водонепроницаемости используются различные способы: спец. структура ткани, пропитка, напыление водоотталкивающего слоя и т.п. Однако наилучшие показатели - у тканей, снабженных мембраной, накатываемой на внутреннюю поверхность ткани и работающей на молекулярном уровне.

Мембранные ткани

 
Мировым лидером по производству мембранных тканей, является W. L. Gore, торговый знак Gore-Tex. На сегодняшний день фирма выпускает следующие наименования тканей:

????


Помимо W.L.Gore мембранные ткани выпускаются множеством других производителей, как известных, так и не очень. Многие известные производители одежды покупают исключительный патент у производителя и выпускают ткани под своей торговой маркой. Наиболее известные торговые марки мембранных тканей других производителей:                                  
Dermizax (Spyder,Descente), AWT (Killy), DIAPLEX (Phenix), Venture (Schoffel), Helly Tex (Helly Hansen), Sensor Tex (Volkl), ATX (EVF)
??

Ткани с напылением водонепроницаемых и паропроницаемых покрытий.

 
Обладают меньшей, по сравнению с мембранными тканями водонепроницаемость и паропроницаемостью. Однако стоят существенно дешевле. Справедливости ради следует отметить, что водонепроницаемость у этих тканей после стирок снижается существенно сильнее, чем у мембранных тканей, а именно на 25-40% после 10 стирок. Показатель водопроницаемости у большинства тканей лежит в пределах 3000-8000 мм.в.ст, паропроницаемости - 5000...10000 г/м2/сут.
 
Наиболее известные типы тканей различных производителей:
??


Ткани с пропиткой.

Опять-таки, пропитки бывают разными по назначению. Существуют пропитки, которые формируют в ткани микропористую структуру, которая работает как мембрана. Эта технология XT (не путать с XT.L! XT.L - мембрана), используемая фирмой Spyder. Сравнительные характеристики материалов XT показаны ниже.
Помимо этого, производителями используются пропитки и для вполне тривиальных задач - придания ткани водоотталкивающих свойств, за счет использования сил поверхностного натяжения (как в школьном опыте по физике с переноской воды в сите, опущенном предварительно в расплавленный парафин. Тоже самое происходит и с каплями воды на поверхности пропитанной ткани. Только вместо парафинов используются специальные материалы, в-основном тефлоновые. Родовое название этих пропиток - DWR (durable water repellent). Часто производители используют такую пропитку, как финишную обработку тканей. В качестве характеристики часто указывается "сохранение водоотталкивающих свойств (в %) после определенного количества стирок. Так, производители известного товарный знака Spylon гарантируют 80-процентное сохранение водоотталкивающий свойств после 50 стирок.

Утеплители.

С незапамятных времен человек стремился защититься от холода с
помощью одежды. Мало что изменилось и сейчас. Разница - лишь в применяемых материалах: на смену вате (ватники) и утиному пуху (пуховки) пришли различные синтетические утеплители. Родовое их название "синтепон" имеет негативную эмоциональную окраску для потребителя из-за низкокачественных синтепонов первого поколения, которые были а)холодными б)недолговечными. Используемые сейчас синтепоны избавлены от этих недостатков: греют лучше, чем пух, сваливаются гораздо медленнее и практически не абсорбируют воду. Так, все утеплители Thinsulate абсорбируют менее 1% воды (от собственного веса). Немаловажно также и то, что все утеплители Thinsulate сохраняют свои свойства и после любого количества стирок в машинах любого типа и в воде любой температуры. Наиболее известная торговая марка утеплителей - Thinsulate&tm от компании 3M. В настоящее время 3М выпускает следующие виды утеплителей:

 

????
 

Рекомендации 3М по применению утеплителей:

  • 40-70 г/кв.м. Холодные погодные условия при высокой двигательной активности. Одежда для работы, повседневной носки, детская одежда, одежда для активного зимнего спорта.
  • 100 г/ кв.м. Холодные погодные условия при средней двигательной активности. Одежда для работы, поездок, спорта "иногда", зимнего спорта. 150 г/кв.м. Очень холодные погодные условия при низкой двигательной активности. Одежда для охоты, рыбалки, мотоцикла, зимнего спорта.
  •  200 г/ кв.м. Экстремально холодные погодные условия при низкой двигательной активности. Одежда для охоты, рыбалки, мотоцикла, зимнего спорта.
 
Помимо 3М, на рынке горнолыжной одежды присутствует и другой известный химический концерн - DuPont, выпускающий утеплители под торговыми марками Thermolite,HolloFill и QualloFill
??

??

Также на рынке присутствует утеплители менее известных фирм, например Sorel (Sorel Extreme Termo Quilt, Sorel Termo Fleece, Sorel Storm Blanket). Климат-контроли. Климат-контроли - специальные материалы, поглощающие тепло тела, выделяемое в избытке при физической нагрузке, и отдающее его в состоянии покоя (например, в кресле подъемника). На рынке присутствуют разнообразные торговые марки климат-контролей в одежде разных ценовых ниш.
 
Антисептики, антистатики.
 
 
При занятии спортом людям свойственно потеть. А человеческий пот, помимо воды, содержит разнообразные соли и целый букет бактерий и микофлоры. Про соли можно вспоминать, изредка стирая куртку, а вот бактерии, без защиты от них, начнут напоминать о себе очень скоро. Ведь попадая и накапливаясь в подкладке и утеплителе, они в этой комфортной теплой и влажной среде начинают размножаться и... вонять проще говоря:-) Естественно производители используют средства борьбы с этим и применяют антисептики.
Можно возложить выполнение этой функции на 2 материала: подкладку или утеплитель. Компания DuPont выпускает утеплитель QualloFill с волокнами Allerban, обладающими антисептическими и противобактериальными свойствами, Spyder использует в подкладке материал X-static с посеребренными волокнами (серебро обладает бактерицидным свойствами), Killy также использует бактерицидные материалы в подкладке Acussol.
 

Прочие инновации.

Производители одежды используют разнообразные ухищрения для того, чтобы Вы купили одежду именно их фирмы. Удобные кармашки для мобильника, прозрачные окошки для часов и скипасса, тряпочки для протирки очков и т.п. Помимо этих вполне удобных для покупателя мелочей, некоторые идут по пути действительно технологических инноваций. Так, та же W.L.Gore презентовала технологию регулировки теплозащитных свойств Airvantage&tm, основанную на увеличении толщины утеплителя за счет его наполнения воздухом. Вы просто надуваете свой жилет, микроволокна заполняют все пространство, образуя воздушные "карманы" между ними, увеличивая термосопротивление утеплителя.
Заключение Как видно, выбор правильной одежды - дело непростое. Поэтому, в заключение, хочу дать несколько советов: ? Не спешите! Вы ведь как-то жили раньше без этой куртки? Ничего не случится, если Вы купите чуть позже. Когда будете полностью уверены, что это - именно то, что Вам нужно.
  • Покупайте горнолыжный костюм для тех условий, в которых Вы привыкли кататься. Если Вы последние 5 лет ездите в горы в конце марта и мысль о катании в ветреный день при -20 градусах вызывает у Вас легкую дрожь - Вам не надо покупать очень теплые вещи. Если Вы - круизный катальщик и практически никогда не потеете, катаясь на лыжах, - незачем платить бешенные деньги за мембрану от Gore-tex. Купите именно то, что Вам нужно.
  • Если Вы не можете оторвать взгляд от куртки, понимая, что о ней Вы мечтали всю жизнь, она Вам к лицу и Вам не жалко выложить за нее кругленькую сумму - покупайте не раздумывая. Даже если она предназначена для экстремального катания, а Вы только вышли из плуга. В конце концов - это всего лишь одежда, а радость от обладания покупкой - это пожалуй единственное, за что не жалко отдавать деньги:-)
© AlexDem, 2003
06.11.2016 14:18:41
0
1515

Комментарии:

Внимание: HTML символы запрещены!